Развитие слухового внимания
Составила учитель-логопед Петрва С.Ю.
С самого рождения человека окружает множество звуков — шум ветра и дождя, шелест листьев, лай собак, сигналы машин, музыка, речь людей. Но младенец не способен их различать и оценивать. Это происходит со временем. Умение сосредоточиваться на звуках необходимо для того, чтобы слушать и понимать речь. Ребенок должен научиться напрягать свой слух, улавливать и различать звуки, то есть у него должно сформироваться произвольное слуховое внимание. Сосредоточение на словах взрослого — и результат, и необходимое условие развития слушания, а затем и разговорной речи. Ребенок 2,5-3 лет уже может внимательно слушать небольшие стихи, сказки, рассказы, а также представлять то, о чем в них говориться. Постепенно объем слухового внимания увеличивается, растет его устойчивость, развивается произвольность. Дети все больше ориентируются слово-название предмета , слово-оценку поведения других детей и своего собственного, слово-приказ, требования, побуждение. Роль речи как объекта внимания детей особенно повышается, когда они сталкиваются с правилами, требованиями, выдвигаемыми взрослыми.
ЗАДАНИЯ
-
Покажите малышу различные музыкальные инструменты (барабан, бубен, ксилофон), дайте послушать, как они звучат, а потом предложите отвернуться и угадывать, на каком инструменте Вы играете.
-
Обращайте внимание ребенка на «домашние звуки». Спрашивайте - Что там шумит. Объясняйте - это шумит, холодильник, это стиральная машина, пылесос, миксер, телефон звонит и т.п.
-
Привлекайте внимание малыша - Слышишь как идет (стучит, шумит, капает) дождь, шумит ветер, едет машина, летит самолет и т.п.
-
Сделайте вид, что Вы говорите по игрушечному телефону. Предложите ребенку сделать то же самое.
-
Пойте короткие, ритмичные песенки и декламируете стихи. Приучайте ребенка слушать пластинки и кассеты для детей.
ПОНИМАНИЕ РЕЧИ ЗАВИСИТ КАК ОТ СЛУХОВОГО ВНИМАНИЯ, ТАК И ОТ ЖИЗНЕНОГО ОПЫТА.
-
Расширяйте кругозор ребенка. Как можно раньше берите его с собой на прогулки, экскурсии, в поездки. Рассказывайте ему о том, что вы видите.
-
Возьмите в привычку комментировать все, что вы делаете.
-
Детально проговаривайте то, что происходит или произойдет- Мы сейчас оденемся. Как ты хорошо ешь кашу. Мы сейчас гулять пойдем и т.д. Такой комментарий позволяет сосредоточить внимание ребенка на происходящим. |