Меню сайта
Категории раздела
Советы педагога [9]
Советы логопеда [1]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей

Главная » Статьи » Советы педагога

Собираюсь в детский сад
Когда малыш приходит в детский сад, он попадает в новые условия. Меняется режим, характер питания, температура поме­щения, воспитательные приемы, характер общения и т. п. Все это, как правило, приводит к изменению поведения ребенка, наруша­ется его аппетит, сон, эмоциональное состояние. Иногда может по­вышаться температура без видимых причин. У некоторых ребят происходит потеря уже имеющихся навы­ков. Например, дома просился на горшок, а в детском саду отказы­вается. Не волнуйтесь и ни в коем случае не стыдите, не ругайте малыша. Пройдет неделя, другая, и все навыки у него восстано­вятся. Родителям необходимо знать, что состояние эмоционального дискомфорта, переживаемое ребенком, может привести к сниже­нию сопротивляемости организма. Вот почему некоторые дети в период адаптации могут болеть. Мы говорим «могут», потому что все перечисленные выше на­рушения в поведении ребенка в период адаптации, а следователь­но, и его заболевания не обязательны. Родители должны совместно с детским учреждением приложить все усилия к тому, чтобы по­мочь малышу приспособиться к новым условиям с минимальными потерями в физическом и психическом здоровье. А чтобы это сделать, надо знать, от чего зависят длительность и характер адаптации. Исследования педагогов, медиков показывают, что характер адаптации зависит от возраста. Наиболее трудно приспосабливаются к новым условиям дети в возрасте от 9—10 месяцев до 1 года 8 месяцев — 2 лет. В этом воз­расте начинают формироваться довольно устойчивые привычки, а возможности к их перестройке еще нет. После двух лет приспособление к новым условиям происходит несколько быстрее, так как изменяется подвижность нервных процессов. Дети становятся более любознательными, их можно за­интересовать новой игрушкой, занятиями. Они хорошо понимают речь взрослого, их легче успокоить, у них уже есть опыт общения с разными людьми. Однако не следует забывать, что дети одного и того же возра­ста по-разному привыкают к новым условиям. Это зависит от ин­дивидуальных особенностей их нервной системы. Одни дети в первые дни пребывания в детском учреждении громко плачут, отказываются от пищи, не хотят играть, занимать­ся, сопровождая все бурным протестом. Но вот проходит два-три дня, и ребенок успокаивается, у него восстанавливается аппетит, сон, он охотно общается с воспитателем и детьми. Есть дети, которые в первые дни в детском учреждении внешне ведут себя спокойно. Они послушно садятся есть, но едят без аппе­тита, лежат с закрытыми глазами, но долго не засыпают, берут предложенную им игрушку, но не играют с ней. Когда приходят родители за таким ребенком — он с плачем бросается к ним. По­добные дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родите­лей. Такое внешне спокойное, но подавленное эмоциональное со­стояние может длиться очень долго и привести к заболеванию. На характер адаптации оказывает влияние и то, из каких условий ребенок приходит в детский сад, что меняется в условиях его жизни. Мы говорили выше, что часто полностью изменяется ре­жим, характер питания, температура помещения. В этом случае ребенку трудно перестроиться. И, наоборот, малыш значительно легче приспособится к условиям детского учреждения, если в семье он жил по режиму, который соответствовал возрасту, ему давали разнообразную пищу (жидкую, густую), у него сформиро­ваны необходимые навыки самообслуживания и общения. Вам уже сейчас хочется знать, как сложатся отношения вашего малыша с воспитателем, с другими детьми. А для этого понаблю­дайте за поведением ребенка в ситуациях с незнакомыми взрослы­ми, детьми. Вы часто бываете с малышом на прогулке в парке, на детской площадке. Как ведет себя ваш ребенок, когда незнакомый взрос­лый доброжелательно спрашивает его: «Как, тебя зовут? Сколько тебе лет?» Замечательно, если в ответ на улыбку взрослого малыш улыбается, отвечает на вопросы, сам пытается спросить (в этом случае вы можете помочь ему). Если возникли трудности в общении и малыш беспокоится, не настаивайте. Предложите ему попрощаться со взрослыми и про­должить вашу прогулку дальше. Для себя возьмите это на за­метку. Попробуйте в следующий раз вместе с ребенком познакомиться с родителями детей, которые бывают здесь. Пусть ваш малыш видит пример такого общения. Для этого вы можете использовать и встречу с соседями. Обратите внимание, как реагирует ребенок, когда рядом играют дети. Пытается включиться в игру сразу, или сначала наблюдает за ней, или крепко держит вашу руку, хмурит­ся, просит вас пойти в другое место? Это свидетельствует о том, что у малыша есть трудности в об­щении. Причины могут быть разными: страх общения, невладение способами общения и др. Как помочь в этом случае ребенку? Прежде всего, научите его играть с вами, а затем с детьми, близкими по возрасту. Игры мо­гут быть самыми простыми (катать мяч, машинку друг к другу). Постарайтесь заинтересовать ребенка игрой. Трудности в общении могут быть вызваны и тем, что «домаш­ние» дети не всегда умеют делиться игрушками. Не спешите обви­нять малыша в жадности. Психологи выделяют три типа поведе­ния, возникающих в ответ на просьбу взрослого поделиться. В ситуации, когда просим поделиться своими игрушками с други­ми детьми, мы говорим об одолжении, так как игрушки возвраща­ются малышу после игры. В детском саду эта просьба означает со­блюдать очередность, потому что игрушки здесь не принадлежат ребенку лично. В третьем случае мы просим просто отдать что-то, поскольку, когда мы говорим: «Поделись конфетами», ребенок не получит их назад. Поэтому будьте внимательны к тому, что вы требуете от малы­ша. Помогите ему, по-разному оценивая свои просьбы в той или иной ситуации. Избегайте назиданий: «Тебе надо научиться де­литься с другими! Не жадничай, поделись!» Это все равно еще непонятно ребенку и не снимает его недо­умение, почему нужно поделиться. Покажите, как просить вещь, игрушку у другого, как поблагодарить, как подождать, когда кто-то пользуется общими предметами. Если малыш готов к этому, у него будет меньше проблем в детском саду. Легче адаптироваться к дошкольному учреждению помогут ма­лышу знакомые предметы из семейного окружения. В первые дни посещения детского сада желательно, чтобы ребенок брал с собой любимую игрушку, которая бы помогала ему эмоционально адап­тироваться в мире чужих вещей. Готовя ребенка к детскому саду, особо следует оценить его на­выки и умения в самообслуживании. Научите его одеваться, умы­ваться, пользоваться туалетом, самостоятельно есть. Отсутствие навыков самообслужи­вания у ребенка — действительно фактор риска для его здоровья. Дело здесь не только в том, что у воспитателя и у няни «на руках» много детей и они не успевают вовремя всех умыть, одеть. Отсут­ствие умений в самообслуживании может привести к дискомфорт­ному состоянию, так как привычная потребность ребенка в свое­временной помощи со стороны взрослого не будет удовлетворяться. Продумайте до мельчайших деталей всю одежду ребенка: легко ли расстегиваются пуговицы, петельки. Расширьте петли у нового платья, по возможности замените сложные застежки, на более про­стые. Этим вы избавите своего малыша от лишних проблем в са­мообслуживании, от ненужных отрицательных переживаний в дет­ском саду. Что еще могут сделать родители для подготовки ребёнка к по­сещению дошкольного учреждения? Желательно побывать с малышом на участке садика, показать, как дети гуляют, как им весело, чем они занимаются. Познакомьте его с обстановкой в группе, с работниками дет­ского сада; покажите его кроватку, шкафчик для одежды, место за столом, туалетную комнату. Это создаст положительный настрой у малыша. Продумайте, на какое время вы будете оставлять малыша в детском саду первые дни. Вначале лучше сводить его на одну про­гулку. Такая ситуация понятна ему, потому что он уже гулял во дворе с другими детьми. Потом на час-два, затем до обеда, посте­пенно удлиняя срок его пребывания в группе. Если вы хотите, чтобы ваш ребенок был спокоен, при расстава­нии с ним старайтесь не показывать своего волнения, беспокойст­ва. Говорите ему, что его ждут дети, воспитательница (называйте ее по имени, отчеству), игрушки в группе. Постарайтесь не остав­лять воспитателю плачущего ребенка. Зная особенности характера своего малыша, посоветуйте педагогу подойти с ним к окну и по­махать вам рукой, взять его на руки, предложить игрушку. Иногда ребенок легче расстается с папой, чем с мамой. В этом случае це­лесообразно первое время отводить малыша в детский сад папе. Родителям важно знать, что в период адаптации ребенок может быть капризным, раздражительным. Проявите к своему малышу максимум внимания, чуткости. Компенсируйте в семье возможное недосыпание, недоедание в детском саду. Постарайтесь в этот пе­риод оградить ребенка от дополнительных стрессов, нагрузки на нервную систему (посещение гостей, магазинов, прием у себя гос­тей и т. п.). Если вы последуете всем советам, которые мы предло­жили, вашему малышу будет легче привыкнуть к дет­скому саду.
 
Составила старший воспитатель Сажина Ю.В.
Категория: Советы педагога | Добавил: Сказка (17.06.2011)
Просмотров: 342 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
ПОЛЕЗНЫЕ WEB-САЙТЫ
Баннер Единого портала государственных и муниципальных услуг (функций)
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz